Гендиректор курирующего эти заводы ГУП «Экотехпром» Александр Смирнов подчеркивает выгодность и экологическую безопасность сжигания мусора в Москве по сравнению с его вывозом на и так переполненные полигоны в окрестностях города. Экологи сопротивляются планам столичных властей по утилизации отходов
«Гринпис России» вчера представил интерактивную карту с адресами размещенных в Москве фандоматов (автоматов, принимающих пластиковые бутылки и металлические банки) и пунктов приема вторсырья.
Ознакомиться с ней может каждый пользователь сервисов Google.
Ранее экологи составили подобную карту загрязнения воздуха на территории Москвы, особо отметив мусоросжигательные заводы (МСЗ). Защитники природы предупреждают о возможной канцерогенности продуктов сгорания и в качестве альтернативы предлагают проект переработки мусора. Однако эта технология подразумевает раздельный сбор отходов, что в нынешней России выглядит фантастикой.
Между тем необходимо срочно что-то делать: ресурсы мусорных полигонов почти исчерпаны. Со стороны столичных властей вопрос практически решен - в ближайшие годы построят шесть новых МСЗ.
При этом московские власти ссылаются на успешный опыт Запада. Но в Европе так и не решили окончательно дилемму: сжигать или не сжигать. В 2006 году Еврокомиссия начала ревизию мусоросжигающих заводов ЕС. Отчет специалистов должен быть представлен Совету Европы и европарламенту до 31 декабря.
Сейчас Москва производит около 23 млн тонн мусора в год. Это и промышленные, и бытовые, и отходы коммунального хозяйства. На существующих полигонах (свалках) возможно захоронить еще не более 40 млн тонн, и на решение проблемы утилизации отходов у столичных властей времени почти не осталось.
Московские власти планируют к 2012 году практически исключить вывоз отходов на полигоны. Но пока перерабатывается и уничтожается лишь четверть столичного мусора: к примеру, 740 тысяч тонн бытовых отходов сжигается и около 300 тысяч тонн перерабатывается.
Дешево и безопасно
“Перерабатывать мусор, а не сжигать - эта идея, опробованная и успешно работающая на Западе, жизнеспособна и в Москве”, - сказал руководитель токсической программы «Гринписа России» Алексей Киселев. По его данным, сортировка и переработка твердых бытовых отходов позволяет направить 96% объема мусора на переработку. В остающихся 4% отходов практически не будет содержаться токсичных соединений, уверены экологи. Более того, по расчетам «Гринписа России», перерабатывать мусор в 3,5 раза выгоднее, чем сжигать.
На карте Москвы, представленной «Гринписом России», нанесено около 2 тысяч фандоматов и примерно 100 пунктов по сбору вторсырья. Экологи обещают постоянно обновлять информацию, а также собирать жалобы горожан на неработающие точки и передавать эту информацию в ответственные за исправность фандоматов организации. Правда, в масштабах Москвы количество существующих фандоматов - капля в море.
Говоря о возможности перевести столицу на раздельный сбор мусора, защитники природы опираются на результаты исследования Фонда общественного мнения: большинство москвичей не возражают против такого новшества.
То, что жители столицы дозревают до передовых экологических стандартов, подтверждает и председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко (фракция “Единая Россия”). «Молодые москвичи уже вполне осознанно подходят к защите природы», - уверена она.
Миллиарды на мусор
Принятый в 2005 году Мосгордумой закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве» подразумевает развитие мусоропереработки. Однако, судя по действиям и документам московского правительства, делать ставку на переработку мусора столичные власти пока не склонны, детально проработана лишь концепция сжигания отходов.
Например, до 2015 года в каждом из округов столицы, кроме Центрального, должен появиться свой мусоросжигательный завод (МСЗ). Всего их будет девять против нынешних трех (см. карту), и перерабатывать они будут 3,21 млн тонн коммунальных отходов в год. На эту программу из городского бюджета планируется выделить более 60 млрд рублей. Гендиректор курирующего эти заводы ГУП «Экотехпром» Александр Смирнов подчеркивает выгодность и экологическую безопасность сжигания мусора в Москве по сравнению с его вывозом на и так переполненные полигоны в окрестностях города.
А вот с переработкой Смирнов сжигание не сравнивает: он, как и некоторые другие городские чиновники, неоднократно заявлял, что на сегодня раздельный сбор отходов в Москве невозможен. При этом Смирнов уверяет, что на строящихся в столице объектах будет установлено только новейшее иностранное оборудование, которое обеспечивает достаточную очистку выбросов. Таким образом, и экологии, и здоровью москвичей вреда не будет.
«Гринпис России», ссылаясь на международные исследования, страшит: в радиусе 1 км от МСЗ риску канцерогенных и других заболеваний подвержены все группы населения, в радиусе 5 км в группе риска оказываются дети. А вообще, диоксиновое загрязнение от МСЗ способно распространяться на территорию в радиусе 24 км от завода. Иными словами, в опасной зоне будет весь город.
Европейские директивы
Ведущий специалист Европейского центра по проблемам использования ресурсов и отходов Кристиан Фишер объяснил корреспонденту «Газеты», как ЕС справляется с проблемой мусора.
«В Евросоюзе свалки до сих пор остаются самым распространенным способом избавляться от мусора, - рассказал он. - Тем не менее в последние 10-15 лет ЕС разработал требования, которые регулируют распределение мусорных отходов».
По словам Фишера, европейские специалисты в этой сфере оперируют двумя важными терминами: повторное использование (recycling) и переработка (recovery). Повторное использование подразумевает обработку мусора таким образом, чтобы применять его материал во второй раз. Переработка, в свою очередь, означает получение из мусора энергии. При этом используется либо метод сжигания отходов и превращения их тепловую энергию, либо метод получения биотоплива или удобрений, если речь идет об органическом мусоре.
Ежегодно страны Евросоюза выбрасывают 1,3 млрд тонн мусора, и 40 млн тонн из них опасны для жизни человека. По официальным данным ЕС, в период с 1990 по 1995 год 67% европейского мусора сжигалось или отправлялось на свалку. Но в связи с усилившимся вниманием европейцев к вопросам окружающей среды Совет Европы и европарламент 19 ноября приняли директиву 2008/98/EC по переработке отходов. Она основана на директиве 2006/12/EC и содержит несколько изменений.
«В соответствии с разработанным в Евросоюзе пакетом директив каждая страна ЕС обязана либо повторно использовать не менее 55% общих объемов производимого мусора, либо перерабатывать не менее 60%, - добавил Фишер. - Каждая страна может выбирать, какой способ борьбы с мусором для нее предпочтительнее».
Кроме того, существует отдельная директива 2000/76/ЕС о сжигании мусора, которая вступила в силу 28 декабря 2000 года и объединила в себе несколько предыдущих постановлений по смежной тематике. Директива была принята с тем, чтобы централизовать процесс контроля над заводами по сжиганию мусора и сделать утилизацию как можно менее вредной и высокотехнологичной.
В документе эти заводы поделены на мусоросжигающие, которые занимаются только сжиганием отходов, и совмещенно-мусоросжигающи>е, оснащенные специальным оборудованием для аккумуляции энергии во время этого процесса. Для обеих групп установлены жесткие квоты на выброс вредных веществ в атмосферу.
Для того чтобы гарантировать полное сжигание мусора, директива требует от печей МСЗ выдерживать температуру 850 градусов по Цельсию в течение не менее двух секунд. Если завод обрабатывает отходы, где присутствует более 1% опасных для человека веществ, печи должны выдерживать 1,1 тысячи градусов по Цельсию.
В 2006 году Еврокомиссия начала ревизию мусоросжигающих заводов ЕС. Группа специалистов должна составить мнение о том, насколько успешно работает директива 2000/76/ЕС, и представить доклад Совету Европы и европарламенту до 31 декабря.
Арбитром выступит президент России
Москвичи, живущие неподалеку от запланированных МСЗ, уже проявляют серьезное беспокойство. Депутаты Мосгордумы признают, что число обращений к ним постоянно растет. Вера Степаненко свой опыт общения с жителями района Косино-Ухтомский на недавнем обсуждении проблемы в Мосгордуме охарактеризовала словами «взрывоопасная ситуация».
В поисках выхода из тупика столичное правительство и Мосгордума пытаются договориться с властями Московской области, нельзя ли разместить опасные для здоровья москвичей мусоросжигательные заводы подальше от города. Однако, как утверждают в Мосгордуме, понимания у областных властей московские чиновники не находят. Решить проблему можно лишь при помощи федерального центра, уверена Вера Степаненко, работающая с этим проектом в городском парламенте.
Российские власти уже начали думать о проблеме утилизации мусора: президент Дмитрий Медведев обещал, что до конца года будут внесены поправки в экологические законы, а также пересмотрены полномочия природоохранных ведомств. Глава государства также подтвердил приоритет переработки отходов над их уничтожением или захоронением и анонсировал программу строительства мусороперерабатывающей промышленности. Однако конкретных документов пока не принято, если не считать Экологической доктрины России, не имеющей, по сути, прямого действия.
Тем временем в Москве и Московской области не первый год проводятся локальные эксперименты по переходу на раздельный сбор мусора. В Гагаринском районе столицы возле 19 жилых домов поставили емкости для мусора разных сортов, и в течение некоторого времени жители исправно сортировали бытовые отходы. Однако примерно через полгода «энтропия» победила, и сортировать отходы москвичи потихоньку перестали, а там бесславно исчезли и баки.
Возможно, сыграло свою роль то, что вывоз мусора из новых баков по-прежнему осуществлялся одной машиной. При таких условиях бесполезность этой системы была для жителей района очевидной.
А вот в Мытищах начатый в прошлом году аналогичный эксперимент пока идет успешно: во многих домах города жильцы добровольно избавились от мусоропроводов и выносят рассортированные по сортам отходы к бакам у подъездов.
Пока самый эффективный из московских «мусорных» экспериментов - система фандоматов, или автоматов, принимающих пластиковые бутылки и металлические банки. Они за каждую сданную тару выдают пусть небольшие, но деньги: 10-30 копеек за штуку. Правда, благодаря этому обстоятельству большинство фандоматов столицы вечно переполнены: еще до рассвета в них «обналичивают» найденную тару московские дворники. Так что москвичам, желающим сдать в автомат бутылку, это удается далеко не всегда.
Сжигать или перерабатывать?
ВЛАДИМИР КАШИН, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (фракция КПРФ):
- Безусловно, перерабатывать. Правда, это очень трудоемкая и затратная технология, поэтому все надо решать комплексно, но все же стремиться к тому, чтобы большую часть мусора именно перерабатывать. А если говорить о мусоросжигании, то необходимо заниматься новейшими технологиями, чтобы не выбрасывать в атмосферу десятками миллионов тонн все то химическое дерьмо, которым все мы сегодня, к несчастью, дышим и травимся. Я считаю, что в Москве мало мусоросжигающих заводов, и они просто необходимы. В Москве и Подмосковье накоплены миллиарды кубометров мусора, который находится, как говорится, на великих свалках, как организованных, так и не организованных. А мусоросжигающие заводы в основном находятся в Подмосковье, где полигоны. За рубежом уже есть большие достижения в плане того, что сначала идет сортировка, потом вторичное использование, переработка мусора и, наконец, его частичное сжигание. Вот если бы нам идти таким путем и не испортить саму идею, пытаясь сжигать несжигаемое и создавая тем самым напряжение по экологическим показателям, тогда все будет в порядке.
АЛЕКСЕЙ ЯБЛОКОВ, зампред партии «Яблоко», председатель партии «Зеленая Россия», член-корреспондент РАН:
- Я считаю, что те мусоросжигательные заводы, которые предлагают построить у нас, просто смертельно опасны, а для Москвы еще и бесперспективны. Во всем мире признано, что мусоросжигание очень опасно, и именно из-за этого заводы по сжиганию мусора в Европе перестали строить еще лет 20 назад. Ведь даже при использовании самых современных и совершенных технологий всегда осуществляются такие выбросы, которые отрицательно влияют на здоровье человека. Поэтому самые прогрессивные страны мира пошли по пути именно мусоропереработки, а мы хотим наступить на те же грабли, на которые лет 20-25 назад наступили страны Запада. Сейчас в тех же Швейцарии или Германии собирается 70-80% мусора, а остается совсем немного такого, который можно перерабатывать или захоранивать без сжигания. Правда, после сортировки остается мусор, который нужно сжигать (так делают, например, в Париже). Но это «дело» уже обычной электростанции, которая практически живет на топливе из мусора. И такой процесс уже не назовешь мусоросжиганием: ведь сжигается лишь малая часть отсортированного мусора.
НИКОЛАЙ РУСАКОВ, академик РАМН, заместитель директора по науке НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН:
- Насколько я понимаю, позиция правительства Москвы заключается в том, чтобы все-таки идти на строительство мусоросжигающих заводов. Но нужно, чтобы во время сжигания соблюдалась температура не менее 1200 градусов, когда не образуются диоксины. Правда, добиться этого очень сложно, но я слышал, что наши технологи обещают сделать это. А сегодня наш основной способ борьбы с мусором - это его вывоз на полигоны, а не на мусоросжигательные заводы.
СТЕПАН ОРЛОВ, депутат Мосгордумы, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике:
- Наверное, и то, и другое. Конечно, идеал любого города - это максимальная переработка мусора и создание вторичного сырья, что экономически выгодно и экологически целесообразно. Но, к сожалению, все переработать просто невозможно, так что пока мы вынуждены сохранять такой метод, как мусоросжигание. Другое дело, что здесь необходимо проводить скоординированную с Московской областью политику и в перспективе переходить к строительству мусоросжигательных заводов в ней, потому что это более целесообразно экологически плюс дает выработку тепловой и электроэнергии. А в Москве мусоросжигательные заводы пока останутся, но для того чтобы все мы здесь, как говорится, не заросли мусором, необходимо будет постоянно развивать нашу инфраструктуру мусоросжигания, но уже с совершено новыми экологическими требованиями и подходами. Кстати, и во многих столицах мира существуют мусоросжигающие заводы. Да, это не лучший выход, но мы же не можем просто захоранивать мусор, создавая тем самым помойки и свалки, что является вообще самым вредным для окружающей среды. Кстати, сейчас в Москве очень активно развивается программа по раздельному сбору мусора и по установке терминалов для складирования бутылок, банок, пластиковой посуды и тому подобного, за что даже выплачивается небольшое вознаграждение, и это тоже помогает городу решать проблему мусора.
оригинал статьи
01.12.2008 / АНТОН РАЗМАХНИН, ИГОРЬ КРЮЧКОВ, МАТВЕЙ МАСАЛЬЦЕВ, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН
Материал опубликован в “Газете” №229 от 02.12.2008г.
|