ГлавнаяРегистрацияВход
Мой сайт Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Новости [147]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2009 » Октябрь » 13 » Последний триумф Императора
04:00
Последний триумф Императора
В 161 году Марк Аврелий взял на себя беспокойство об Империи и ответственности за ее последующую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Вером, также приемным сыном Антонина Пия.Последний триумф Императора

Государство будет процветать
когда будут править философы
а правители станут заниматься
философией.
Платон.



Эта фраза была одним из любимых высказываний императора Марка Аврелия - настоящего императора-философа, или, как он сам хотел, чтобы его называли, философа на троне.

Его конная статуя выполнена из бронзы, размеры ее кое-что превышают натуральные. Обе части этой скульптурной композиции - фигура всадника и занузданного коня - полые, а основа сделана из бронзы. Вся статуя покрыта позолотой и весит свыше двух тысяч килограммов.

Создание ее принадлежит, очевидно, ко второй половине II ст. н.э., приблизительно до 170 года. Эта статуя не разделила судьбу многих других, переплавленных в средние возрасты, лишь благодаря тому, что ее приняли за скульптуру Константина, первого императора, который принял христианство уже в зрелом возрасте. Впрочем, Константин продолжал выполнять функции большого понтифика и сохранил большую часть верований, унаследованных им от предков. Но если вспомнить, что лишь через 200 лет - два века потому - случилось ограбление Рима варварами, и в это время стали опять использоваться предметы, учения и верования, которые принадлежали к давним языческим культам, если вспомнить, что все это происходило в атмосфере полного невежества и крайнего фанатизма, то ошибки подобного плана уже никого не удивят.

Девять лет тому назад скульптура оставила свое привычное место в Капитолии - она была снята из постамента эпохи Возрождения и отправлена на реставрацию. На то время позолоты на ней практически не осталось. Частично это объясняется чистым благоговениям людей, которые на протяжении многих веков прикасались к статуе, считая, что это приносит городу нрав и процветание. Существовало поверье, что, пока целая скульптура, Риму ничего не угрожает, но как только она исчезнет, вместе с ней исчезнет и город, и наступит конец света.

Автор этих строк четыре года тому назад имел возможность увидеть эту статую в Институте реставрации. Составные части ее сохранялись отдельно одна от другой, над их возобновлением работала группа специалистов - очень немногочисленная, что терпела острый недостаток технических средств и финансов, как это нередко бывает в средиземноморских странах. Впрочем, объем необходимых реставрационных работ оказался не очень большим, и при наличии достаточных средств они могли быть выполнены значительно быстрее - на протяжении нескольких месяцев. Окончание реставрации было приурочено до 12 апреля 1990 года. Парадоксально только то, что причиной этого было открытие чемпионата мира из футбола! Чемпионат привлек в Италию миллионы туристов - именно за них заботились реставраторы.

Но четыре года тому назад спешить им было некуда... Я помню сваленные в беспорядке материалы и инструменты. А специалисты, которым это возобновление было доверено, проводили около скульптуры несколько часов на неделю. Даже не специалисту с первого взгляда становилось понятным, что для возобновления статуи этого явно недостаточно. В ответ на вопрос о сроках окончания реставрации любезные молодые люди, которые сопровождали меня по институту, пожимали плечами и, со свойственной итальянцам беззаботностью, отвечали: «Приблизительно... Но кто его знает!»

И вот в один из дней переменчивой римской весны, точнее, 12 апреля, без широкой огласки и особенного торжества обе части статуи были доставлены на предыдущее место. Несколько полицейских машин и мотоциклистов охраны сопровождали два красных грузовика. Первая везла статую Императора с протянутой вперед рукой, опущенной ладонью вниз в римском приветствии - жест, который означает одновременно и благословение. И здесь случилось чудо. Неожиданно на пути процессии стала собираться толпа, которая вдохновенно аплодировала и встречала появление статуи давним приветствиям: «Аве, Император!» Над статуей кружил вертолет, который следил за ее безопасностью... Однако эта осторожность была явно лишней. Абсолютно все выражали свою любовь и глубокий почет Императору-философу. И хотя один из антифашистских законов Италии запрещает поднимать в приветствии правую руку с опущенной ладонью, тысячи людей в порыве, который шел из глубины души, именно этим жестом встречали статую Императора. В этом порыве и в этом жесте не было ничего политического, и никому даже по мнению не спало связывать их с мрачными событиями Второй мировой войны. Просто жительнице Рима, как и почти восемнадцать веков потому, вдруг почувствовали свою причастность к новому триумфу Императора. Протянутая рука Императора, которая сияла в еще не ярких лучах весеннего солнца, как будто в последний раз благословляла людей, которые заполонили улицы. Народа было так много, что кортеж двигался со скоростью пешехода. Рух, конечно, интенсивный в эти утренние часы, был полностью парализован. Но в этот раз многоголосие автомобильных гудков звучало не протестуя, а поздравительно, и, по-видимому, никто из автомобилистов не сетовал на задержку, поскольку ее причиной был необычный затор. Водитель одного из автобусов со счастливой улыбкой сказал вездесущим репортерам: «Сердиться? Что вы! Разве возможно сердиться на Императора

Колоссальную бронзовую статую всадника, как будто слитного в единственное целое со своим боевым конем, сначала решили поместить в музей и накрыть колпаком из бронированного стекла. Но это решение во многих вызывало неоднозначную реакцию. Известные деятели культуры, истории, ответственные чиновники, включая советника из Министерства по вопросам окружающей среды, выступали за то, чтобы статуя Императора была установлена на открытом месте во всех на глазах и стала доступной для прикасания рук любого желающего. В результате взяла верх мысль, что очень загрязненный воздух может существенно повредить бронзу и особенно позолоту, которая кое-где сохранилась.

Было предложено на прежнее место скульптуры поставить ее копию. Но никто в Италии пока еще не спешит изготовлять эту копию, и дальше от разговоров дело не пошло. К тому же, многие высказываются против замены реликвии подделкой. 20 апреля президент Италии Коссига посетил скульптуру Императора в Капитолийском музее, где ей отныне суждено было стоять.

Это событие, которое пробудило заинтересованность у миллионов, показало, что в коллективном подсознании людей все еще сохранилось что-то загадочное, настоящее и удивительное, что касается и объединяет всех, и это «что-то» не стоит оставлять вне поля зрения. Кем же был в действительности этот Император-философ?

Тот, кому суждено было стать императором, известным под именем Марк Аврелий, происходил из знатной римской семьи и родился в Риме в апреле 872 года от основания города, то есть в приблизительно 121 году н.э.

Согласно мифической истории, по материнской линии он был потомком царя салентійців, а отчество происходил от Нуми Помпилия. В шестилетнем возрасте от императора Адриана от получил титул всадника, и уже это было исключительным событием. Император даже хотел назначить его своим прямым наследником, но это оказалось невозможным, потому что противоречило законам Рима: избранник был еще слишком молодым. Следовательно, Адриан назначает своим наследником Антонина за условия, чтобы он, в свою очередь, передал власть Маркую.

Его настоящее имя было Анний Вер. Значит оно «правдивый», «справедливый»; а еще его называли «Verissimus» - самый «правдивый», самый «справедливый» из «рода» Анниив. Император Адриан дает ему полное имя Марк Аврелий Антонин Вер.

Законы древнеримской традиции позволяли цезарям передавать власть не физическим наследникам, а тем, кого они считали своими духовными преемниками. Усыновлен Антонином Пием, Марк Аврелий учился у многих выдающихся философов, в том числе у стоика Аполлония. Из раннего детства его жизнь проходило в императорском дворце. Согласно легендам, многое указывало на уготованное ему большое будущее. Среди других передвісток вспоминается ритуальная игра, в которой юноши пытались накинуть корону на голову огромной фигуры бога Марса. Лишь брошена Марком Аврелием корона удержалась на голове статуи.

Посвященный во многие таинства, в том числе Елевсински и Митри-думузи, будущий император отличался простотой и строгостью натуры. Уже в ранней юности он нередко удивлял и беспокоил своих близких, которые даже склонны были считать его серьезно больным. Он очень любил давние римские ритуальные традиции, а за своими взглядами и мировоззрением был очень близким к ученикам стоической школы. Он был блестящим оратором и диалектиком. В 161 году Марк Аврелий взял на себя беспокойство об Империи и ответственности за ее последующую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Вером, также приемным сыном Антонина Пия.

На то время Марку было почти 40 лет. Его мудрость и ярко выраженная склонность к философии, которая была для него призванием, помогли ему успешно править Империей и производиться с обязанностями императора. Он провел необходимые юридические реформы, успешно руководил войском. Не боясь избавиться от популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими; также он боролся против терроризма, который, усиливаясь на этнической и религиозной почве, становился для Империи все более серьезной проблемой. Его деятельность особенно благотворно отражалась на восточных государствах, которым он повернул мир и процветание.

Избрания августом не изменила жизнь Марка Аврелия, который и в дальнейшем придерживался учений и советов стоиков и был крайне простым и сдержанным во всем, предоставляя преимущество и уделяя много времени философским размышлениям. Это помогало ему не поддаваться суевериям своей эпохи, что и послужило для некоторых современных историков основанием считать его атеистом.

В 139 году он женился из Фаустиной, красивой, но распутной женщиной. Философ не осуждал ее; напротив, он всегда выражал свою благодарность за терпение и благосклонность, с которыми она слушала его стихотворения. Невзирая на то, что ему приходилось подавлять восстания, которые неоднократно загорались на окраинах Империи, и отбивать многочисленные вторжения варваров, которые уже тогда начали подтачивать ее могущество, - что, в конце концов, несколько веков потому, привело ее к падению, - Марк Аврелий никогда не терял покой. По свидетельству его советника Тимократа, жестокая болезнь (рак печенки?) наносила императору ужасных страданий, но он мужественно сносил их, невзирая ни на что, имел невероятную работоспособность. Многократно он получал право на триумфы - особенные громкие праздники, которые согласно специальным декретам римского сената устраивались на его честь и на славу его военных побед.

На Марсовом поле была поставлена величественная мраморная колонна, увенчанная бронзовым скульптурным изображением императора; ее окружала огромная библиотека. На поверхности колонны по спирали были вырезаны сцены, которые отображали подвиги Марка Аврелия. В настоящий момент этот памятник находится на площади Колонная, перед домом «Нового Акрополю» в Риме, и мне повезли увидеть его изнутри, подняться древними ступенями, которые недавно были отреставрированы.

В эпоху позднего средневековья христиане сбросили и переплавили статую Марка Аврелия, и сегодня колонну украшает статуя святого Петра, которая заменила ее.

Смерть императора была загадочной. Существует предположение, что его отравил какой-то слепец, который предложил ему съесть яблоко, разрезанное отравленным ножом. Наверно, слепец действовал из приказа Коммода, сына Марка Аврелия, - тот имел основания думать, что завещание императора окажется не на его пользу, и спешил расправиться с отцом, прежде чем завещание будет составлено. Смерть пришла к Марку Аврелия в местечке Сирмия, в настоящее время Митровица, в околицах Вены (Австрия). Императору было тогда около 59 лет, шел 19-й год его правление.

Во время военной кампании, в производных шатрах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал настоящие шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось двенадцать книг его воспоминаний, написанных греческим языком, которые назывались «К самому себе». Сегодня они известные под названием «Размышления».

Говорят, что в императоре было заложено такое глубокое понятие чести, что, не имея средств на проведение одной из военных кампаний, он продал и отдал в залог все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одел. Торги длились почти два месяца - такими большими были его богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском отправился в поход и вскоре получил блестящую победу. Радость подданных и их любовь к императору были такими большими, что они сумели вернуть ему значительную часть богатства, которое ему принадлежали. Немногие получали подобные доказательства общего поклонения и преданности. При этом Марк Аврелий, как и раньше, был простым и непритязательным в быту. Он мало спал, был умеренным в еде и сдержанным в других удовлетворениях.

В своих «Размышлениях» он благодарит все, кого знал, и, как в случае со своей женой, вспоминает лишь позитивные качества этих людей, какими бы малыми они не были, и благородно умалчивает об изъянах. Из всех философов, которые вдохновляли его, с особенной теплотой он пишет о Епиктета и Максиме, который, по его словам, научил его не позволять себе быть выведенным из равновесия в тяжелых обстоятельствах и испытаниях, хранить присутствие духа и чувство юмора в любой ситуации, чтобы не огорчать своих близких. Он также благодарит богов, которые даровали ему вдохновение, которого, как он утверждал, он был недостоин, потому что хотя и был императором, но господствовал лишь над частью земли, а она, в свою очередь, была мельчайшей среди мириад небесных тел бесконечной Вселенной.

Он пишет, что не следует гневаться на людей, потому что многие из них просто не умеют отличать добро от зла, как слепой не может отличить белое от черного. Поэтому зло в человеке Марк Аврелий воспринимает как болезнь, как определено умственное расстройство, которое нужно пытаться лечить и исправлять собственным хорошим примером, стремлением установить гармонию с богами и людьми. О философии он говорит, что это наилучшая из существующих в нашем мире религий, потому что все таинственное обычно смущает лишь незакаленных духом. Он утверждает, что не следует ничего бояться, потому что «что может случиться с быком, что было бы не свойственно быку; или с пчелой, не свойственное ей; и что может случиться с человеком, кроме того, что было бы свойственно человеку?» Он считает, что ничего не исчезает, просто все постоянно изменяется согласно законам общей гармонии. Ему принадлежат слова: «Познай себя; внутри тебя бьет источник добра, который не исчерпается, если непрестанно углублять его»; «Когда ты будешь умирать, пусть дух твой останется спокойным, потому что тот, кто будет сопровождать тебя, хороший по природе. Он будет милостивым к тебе».

Вот которым ты был, Философ на троне!

И граждане Рима, которые забыли большую часть того, что ты им завещал, все же любят тебя и опять, как и много веков потому, отдают тебе почет.

Это твой последний и наибольший триумф.

Аве, Император!
Категория: Новости | Просмотров: 618 | Добавил: andest | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz